Права коллекторов при сборе долгов

Права коллекторов при сборе долгов 20 февраля 2021 7406

В России права профессиональных коллекторов определяются Федеральным законом № 230-ФЗ «О взыскании». Правовой акт был подписан в 2016 году, а начал действовать с 1 января 2017 года, после чего в него неоднократно вносились изменения, направленные на совершенствование правового механизма. Этот закон предписывает сотрудникам коллекторских агентств использовать только легальные способы взаимодействия с должниками, определяет методы и инструменты для возврата просроченной задолженности.

На что коллекторы имеют право

Чаще всего россияне задают вопрос, имеют ли право коллекторы звонить им по телефону.

Да, имеют. Коллекторским агентствам разрешено отправление текстовых сообщений и применение телефонных обзвонов заёмщиков, если они производятся в определённое законом время. Звонки разрешены с 8 до 22 в обычные рабочие дни, с 9 до 22 в дни праздников или выходные дни. Кроме того, существует ограничение по числу и частоте звонков, т. е. запрещено делать звонки:

  • больше 1 раза в течение суток;
  • чаще 2 раз в течение недели;
  • чаще 8 раз в течение месяца.

Если говорить о текстовых, голосовых и сообщениях другого вида, например писем по электронной почте, то их нельзя отправлять по мобильной сети или через Интернет:

  • чаще чем 2 раза за сутки;
  • более 4 раз за неделю;
  • свыше 16 раз в месяц.

Важно заметить, что отправка сообщений коллекторов допускается законом только с того номера, который оператор связи предоставил агентству или иным официальным лицам, действующим от его имени.

Ещё один крайне животрепещущий вопрос: имеют ли право коллекторы приходить к должнику? Здесь законодательство также даёт положительный ответ. Да, имеют. По закону коллектор имеет право лично приходить к должнику, но не чаще одного раза в неделю.

Чего не имеют права делать коллекторы

Согласно законодательству коллекторы не имеют права:

  • маскировать или блокировать отображение номера телефона, с которого производится звонок, а также использовать абонентские номера, зарегистрированные на других людей или организации;
  • унижать честь и человеческое достоинство должника;
  • вводить человека в заблуждение;
  • привлекать к процессу возврата задолженности посторонних лиц.

Нормы поведения коллекторов при работе с должниками

Закон даёт право коллекторам только на уважительное общение с заёмщиками, без психологического или какого-либо иного давления. За нарушение прав должников для коллекторов предусмотрены штрафы, которые сотрудники ФССП могут накладывать и истребовать без судебного решения.

Если коллектор входит в контакт с должником с помощью мобильной или почтовой связи, то в начале сообщения он обязан:

  • представиться полным именем и фамилией, назвать или указать должность;
  • сообщить цель контакта (известить о наличии долга перед кредитным учреждением);
  • сообщить наименование и другие идентификационные характеристики кредитной организации, в интересах которой работает;
  • в сообщениях текстом или голосом, включая отправления на имейл, использовать русский язык или тот, на котором был составлен договор.

Если коллектор наносит личный визит должнику, то, помимо всего прочего, при встрече с ним он должен предъявить документ, удостоверяющий его личность и полномочия.

Если коллектор захочет сделать звукозапись очного или телефонного разговора, то об этом он должен уведомить собеседника и получить его согласие.

Есть ли право у коллекторов взаимодействовать с работодателем, коллегами или родственниками должника?

Законом разрешено взаимодействие коллекторов с близкими родственниками, друзьями, коллегами, соседями или работодателем должника, которые имеют возможность повлиять тем или иным образом на заёмщика.

Главное условие общения коллекторов с людьми, имеющими непосредственное отношение к должнику, – это прежде всего письменное согласие самого заёмщика. Но и это не всё. Коллекторы имеют право общаться с близкими должника, только если они не против этого.

Общение коллектора с работодателем, коллегами или родственниками осуществляется по аналогичной схеме и по тем же правилам, как и с основным клиентом. Проще говоря, коллекторы имеют право звонить этим людям, но только при строгом соблюдении временных рамок и установленной законодательством периодичности.

Своё согласие на взаимодействие с близкими и знакомыми должник на законных основаниях может аннулировать в любое время, сообщив об этом коллектору. Точно так же третье лицо самостоятельно может отказаться от любых контактов с коллектором.

Как законно отказаться от общения с коллекторами

Чтобы оградить должника от взаимодействия с коллекторами, законодательство предоставляет ему возможность:

  • уведомить кредитное учреждение, а также сотрудничающее с ним агентство о нежелании общения с ними на тему задолженности;
  • отправить в МФЦ или банк заявление, чтобы все вопросы относительно возврата просроченных платежей учреждение решало через его адвоката.

Закон позволяет отправлять такие уведомления по истечении 4 месяцев с момента первого просроченного платежа. Здесь нужно иметь в виду, что для каждого документа существуют установленные приказом ФССП России формы, а отправлять их надо заказным письмом или с заверением у нотариуса.

После получения любого из уведомлений права коллекторов будут ограничены. Они смогут лишь направлять напоминания о долге по почте на тот адрес, который был указан заёмщиком в кредитном договоре. Отказаться от заявленных ограничений должник может в любое время таким же способом, каким они были отправлены коллекторам ранее.

Имеют ли право коллекторы описать имущество?

По понятным причинам должников остро волнует вопрос, что имеют право делать коллекторы с имуществом. Ответ на него прост: никакого законного права описывать или совершать иные действия с имуществом должника коллекторы не имеют.

Максимум, что они могут сделать, если никакие другие законные средства и методы по взысканию долга не дают результата, – это подать заявление в суд.

Только после судебного разбирательства и решения суда о начале исполнительного производства, а также после предложения в 5-дневный срок добровольно погасить задолженность заёмщику можно начинать волноваться об имуществе. Законным правом на арест и опись имущества в России облечены только судебные приставы.

Что делать, если коллекторы нарушают закон

Бывает, что коллекторы грубо нарушают требования законодательства, например:

  • беспокоят слишком частыми звонками или делают это в ночное время;
  • нарушают правила общения при личных встречах;
  • агрессивно общаются;
  • требуют отдать им долг наличными;
  • пытаются войти без разрешения в жилище, изъять имущество.

Если нарушения касаются телефонных звонков, необходимо получить у сотового оператора распечатку с их детализацией, с номерами звонящих абонентов. Есть смысл зафиксировать разговоры на диктофон, сделать скриншоты экрана телефона.

После чего надо предупредить коллекторов о том, что если нарушения не прекратятся, то за этим последует обращение в правоохранительные органы. Если предупреждение не подействует, обратиться в полицию.

Если общение с коллекторами перешло на уровень угроз жизни и здоровью, порчи имущества, вымогательства, физического насилия, необходимо незамедлительно обращаться в полицию. В этих ситуациях также полезно сделать скрытую аудио- или видеозапись, которая лишний раз подтвердит неправомерные действия коллектора.

В случае передачи персональных данных заёмщика третьим лицам без согласия должника последний вправе подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Важно помнить, что при любом нарушении прав заёмщика коллектор будет привлечён к ответственности и понесёт определённое наказание.

Займ Портал

Комментариев (0)

Комментарии отсутствуют, вы можете стать первым.

Добавить комментарий:

Ваша оценка:
Наверх